НИИ

Научно-исследовательский институт проблем образования инвалидов

Директор НИИ – Герасимов Анатолий Васильевич, доктор философских наук, профессор.

Структура НИИ:

  • лаборатория психолого-педагогических исследований проблем обучения инвалидов;
  • лаборатория исследования социологии инвалидности;
  • лаборатория функциональных реабилитационных технологий;
  • лаборатория исследований в области финансово-экономического обеспечения уязвимых групп населения (инвалидов);
  • лаборатория иноязычного и поликультурного образования.

В центре внимания данного структурного подразделения инклюзивное образование  как процесс укрепления системы образования для всех и как самое эффективное средство преодоления дискриминации инвалидов.

Научно-исследовательский институт проблем образования инвалидов был преобразован из лаборатории по проблемам профессионального образования инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (ОДС), деятельность которой насчитывает более 20 лет.

В течение этого времени профессорско-преподавательским составом университета ведутся научно-прикладные разработки в области  моделирования образовательной среды для обучающихся с нарушением опорно-двигательной системы, профессиональной интеграции и реабилитации лиц с ограниченными  возможностями здоровья.

Разработан уникальный подход к интегрированному обучению инвалидов и здоровых  молодых людей, основанный на принципах инклюзии; сформирована учебно-методическая база для качественного  профессионального образования лиц с нарушениями опорно-двигательной системы; создана система комплексной социальной адаптации и социально-трудовой реабилитации инвалидов: от профессиональной мотивации и психолого-педагогической реабилитации до развития творческих способностей и спортивных достижений.

Университет, деятельность которого сосредоточена на проблематике  инклюзивного образования не только в учебно-методическом, но и научно-исследовательском аспекте, стал базой для создания ресурсных центров по образованию и комплексному сопровождению обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата уровней дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования.

Основной целью научной деятельности НИИ (ранее – лаборатории) является разработка методологических основ, технологий и содержательных аспектов развития инклюзивного профессионального образования. Цель достигается посредством творческой деятельности научно-педагогических работников, а также использования полученных результатов в образовательном процессе. Деятельность НИИ направлена на научно-методическое обеспечение развития инклюзивного образования в РФ, повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование.

НИИ ‑ это не только ведущее научно-исследовательское подразделение МГГЭУ, но и единственная в Российской Федерации научная структура, занимающаяся изучением организации научного сопровождения учебно-воспитательного процесса в специализированном вузе, исследованием проблем инклюзивного обучения инвалидов, находящихся на стыке медицины, социологии, педагогики и психологии.

Основными задачами деятельности НИИ являются:

— развитие наук посредством научных исследований в области интегрированного (инклюзивного) образования и творческой деятельности научно-педагогических работников;

— всестороннее вовлечение в исследования научно-педагогических работников, аспирантов и студентов университета и активизацию на этой основе их творческого потенциала;

— внедрение результатов исследований в практику образования и учебный процесс университета и образовательных учреждений Москвы;

— выполнение научно-методических и учебно-методических разработок по широкому спектру научных проблем в области интегрированного (инклюзивного) профессионального образования.

Для пропаганды и апробации результатов исследований и разработок НИИ организует региональные, отраслевые научные конференции, симпозиумы, школы, семинары, выставки, принимает участие в международных, федеральных научных конгрессах и конференциях, публикует результаты научных исследований в различного рода изданиях и размещает на сайте университета.

В 2009-2013 гг. разрабатывались новые направления непрерывного профессионального образования инвалидов с нарушением ОДС, принципы обучения инвалидов в ВУЗе и его организационного и психолого-педагогического сопровождения. Особое внимание было уделено проблемам студентов-инвалидов с последствием детского церебрального паралича.

С 2014 года реализовывалась базовая часть государственного задания в сфере научной деятельности «Проективная модель комплексного сопровождения профессионального обучения и карьерного развития лиц с нарушением опорно-двигательной системы».

Научная  деятельность НИИ в 2018 году представлена проектами и грантами:

В рамках государственного задания (части 2, раздела I «Организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики») выполнялись два проекта:

  1. «Развитие ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования» Руководитель проекта Герасимов А. В.
  2. «Создание Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата». Руководитель проекта Болотова Н.П.

При поддержке Российского фонда  фундаментальных исследований:

  1. Грант РФФИ на проведение Третьей Международной конференции «Интеллектуальные технологии и средства реабилитации и абилитации людей с ограниченными возможностями» (ИТСР-2018), 29-30 ноября 2018 г., номер 18-08-20107. Исполнители: Никольский А.Е., Петрунина Е.В., Байрамов Э.В.
  2. Грант РФФИ «Урбанистическое благополучие инвалидности», номер 18-011-00290. Руководитель проекта Наберушкина Э.К.

При поддержке Агентства социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь!»:

  1. Научно-исследовательская работа по теме: «Разработка и экспериментальная апробация дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Социальная работа и социальная психология в сфере помощи семье и женщинам при кризисной беременности» (работа осуществлена на договорной основе с 29.03.18 по 09.08.18. Договор № СЧ41 и от 20.03.2018 г.). Проект поддержан Автономной некоммерческой организацией по содействию в повышении рождаемости «Агентство социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь!». Руководитель проекта  Цыганкова М.Н.
  2. Научно-исследовательская работа по теме: «Разработка и реализация методического обеспечения подготовки специалистов к оказанию социальной и психологической помощи семье и женщинами при кризисной беременности» (работа осуществлена на договорной основе с 08.06.18 по 09.08.18гг. Договор №Д2  от 08.06.2018г. Проект поддержан  Автономной некоммерческой организацией по содействию в повышении рождаемости «Агентство социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь!». Руководитель проекта  Цыганкова М.Н.

При поддержке Федерального агентства по делам молодежи:

  1. Проект «III Всероссийский конгресс молодежных медиа». Соглашение № 091-02-2018-147 от 30 августа 2018 г. Субсидия Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Руководитель проекта Зайцева В.В.
  2. Проект «Школа инклюзивного социального волонтерства» как средство интеграции молодежи с инвалидностью». Соглашение № 091-02-2018-147 от 30 августа 2018 г. Субсидия Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Руководитель проекта Медведева М.В.

В течение 2019 года в рамках государственного задания был реализован проект «Обеспечение деятельности ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Выполнялись два проекта, поддержанные РФФИ:

  1. Проект «Интеграция института паллиативной помощи в национальной политике РФ». Руководитель – Судоргин О.А.
  2. Проект «Урбанистическое благополучие инвалидности». Руководитель – Наберушкина Э.К.

В 2020 в рамках государственного задания были выполнены три проекта:

  1. «Комплекс мер по социально-педагогической реабилитации и адаптации обучающихся с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде».
  2. «Обеспечение деятельности ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
  3. Проект по обеспечению соответствия материально-технической базы образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, современным требованиям» в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее – ФП «Молодые профессионалы»).

Продолжался проект РФФИ «Урбанистическое благополучие инвалидности». Руководитель – Наберушкина Э.К.