Научные школы и направления

  • Научная школа профессора Байрамова В.Д.

    Область исследования

    В область исследования научной школы «Инклюзивное профессиональное образование инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы» входит широкий круг проблем, связанных с реализацией инклюзивной социальной стратегии в образовании инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (ОДС).Мобильное приложение для оценки и развития когнитивных способностей для студентов с НОДА с применением технологий VR/AR

    Проблема инклюзивного профессионального образования инвалидов с нарушениями ОДС рассматривается представителями Школы в совокупности ее социальных аспектов: социально-психологического, социокультурного, социоструктурного, социально-экономического и социально-правового. Во взаимодействиии с коллегами, которым небезынтересна тематика Школы, рассматриваются также проблемы медицинского, педагогического и иных предметных ракурсов, так или иначе связанных с центральной проблемой Школы.

    Методологические основания

    Теоретико-методологические. Представители Школы не ограничиваются какой-либо одной медологической системой, совмещая исследовательский потенциал основных актуальных парадигм, сложившихся в современной социальной науке. Данная установка на полипарадигмальность при осуществлении исследований Школы позволяет изучать проблему инклюзии инвалидов с нарушениями ОДС в совокупности различных ракурсов. Так, исследования жизненного мира человека с нарушениями ОДС осуществляется с использованием методологического аппарата социальной феноменологии; специфика статусно-ролевого набора инвалида изучается в структурно-функционалистическом методологическом ключе; изучение коммуникативных барьеров, препятствующих инклюзии, осуществляется с позиции символического интеракционизма и т.д. Кроме обозначенных методологических систем, представителями Школы регулярно используются отдельные положения теории структурации и социаоанализа.

    Практико-методологические. Системообразующей для Школы выступает установка на обоснование социальной парадигмы «инклюзии обратного порядка», в соответствии с которой инклюзивная социальная стратегия в системе образования инвалидов должна осуществляться не по пути частичной адаптации образовательной среды всех организаций профессионального образования к специальным потребностям людей с инвалидностью, но путем полной адаптации образовательной среды ограниченного числа организаций профессионального образования к специальным потребностям людей с инвалидностью. При этом необходимо учитывать категорию инвалидности и профилировать образовательные организации профессионального образования в зависимости от нозологии.

    Научная школа профессора Байрамова В.Д. скачать
  • Научная школа профессора Герасимова А.В.
    Научная школа профессора Герасимова А.В. скачать
  • Научное направление Петруниной Е.В.

    Цель научного направления ‑ исследование сущности инклюзивного процесса реабилитации и абилитации, проявляющегося в обеспечении совместимости человека с физическими особенностями развития с социумом, являющейся актуальной государственной задачей, важность решения которой постоянно растет. Отмечается значительный интерес отечественных и зарубежных учёных к данной проблеме. «Интеллектуальные технологии и средства реабилитации и абилитации людей с ограниченными возможностями» представляет собой фундаментальное научное направление и определяют необходимость развития соответствующей научной школы.

    Основные задачи научного направления:

    1. Исследование теоретических вопросов сущности инклюзивного процесса реабилитации, проявляющейся в обеспечении совместимости человека с физическими особенностями развития с социумом, путем компенсации имеющихся нозологических отклонений с использованием средств интеллектуальных информационных, когнитивных, конвергентных, нейрореабилитационных технологий, виртуальной психологии. Инклюзивный процесс проявляется как междисциплинарная наука («метанаука») об управлении в живых и технических системах и рассматривается в плане методологии, философии, математических, технических проблем кибернетики, ориентированных на развитие интеллектуальных способностей, воображения, ассоциативного мышления человека и составляет важный элемент когнитивных технологий, представляющий собой современный междисциплинарный подход к изучению психики и мозга человека.
    2. Изучение научно-технических проблем медицинской кибернетики как инструмента реабилитации.

    Центром внимания является личность с ограниченными физическими возможностями, требующая знаний о функциональных системах человека и кибернетических системах реабилитации, нейростимуляции, нейрореабилитации отдельных систем организма в различные периоды жизни. Создание высокоэффективного инновационного медико-технического оборудования, совместно с реабилитационно-восстановительными технологиями является актуальной государственной задачей, важность решения которой постоянно растет. Применение роботизированных устройств, систем и комплексов с интерактивным управлением, выполненных на основе биотехнических модулей,  методов,  использование  наукоёмких технологий, систем интерфейса «мозг-компьютер» для когнитивной реабилитации, создания экзоскелетов медицинского назначения, а также разработка методик их применения в медицинской практике позволит внести весомый вклад в снижение инвалидизации граждан, повысит качество и продолжительность жизни людей с ограниченными возможностями.

    1. Развитие когнитивного пространства интернет, создание интернет-вещей, умных объектов, центров обработки данных, инклюзивных реабилитационных социальных, экономических цифровых сервисов и регулирования правовых отношений.

    Разработка проблем совершенствования перспективных социальных объектов и вещей определяют развитие приоритетных направлений науки, критических технологий и требуют поиска новых методов и средств дизайна.

    Дано определение кибербиофизическим системам, которые понимаются как умные системы, включающие сети взаимодействующих между собой вычислительных и физических компонентов, например, роботов, интеллектуальных зданий, медицинского оборудования, самоуправляемых автомобилей и др.

    Следует отметить, что исследование включает новое поколение системы «человек-техника-среда», разрабатываемой в эргономике, научно-практической области, тесно связанной с кибернетикой. Интеллектуальная среда (в широком смысле) представляет собой новую концепцию реализации взаимодействий «человек-техника-среда», когда люди окружены интеллектуальным и интуитивно понятным цифровым интерфейсом, встроенном в предметы повседневной жизни.

    Освещение научного направления представлено в ряде статей, книгах, видео и  фоторепортажах, интервью на сайте www.mggeu.ru, а также на https://lrformula.ru/mggeu/conf/default.aspx, в сборниках научных статей «Интеллектуальные технологии и средства реабилитации и абилитации людей с ограниченными возможностями».

    Литература по направлению исследования скачать
  • Научные направления молодых ученых

    Тезисы проекта «Мобильное приложение для оценки и развития когнитивных способностей для студентов с НОДА с применением технологий VR/AR»

    Проект «Мобильное приложение для оценки и развития когнитивных способностей для студентов с НОДА с применением технологий VR/AR» посвящён актуальной проблеме разработки и внедрения инновационных реабилитационных технологий, включая мониторинг состояния здоровья обучающихся с НОДА, а также разработку мобильного приложения поддержки образовательного процесса для студентов с НОДА и практическую реализацию методов оценки и развития когнитивных способностей для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата  с применением технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR).

    Проект направлен на осуществление приоритетов и целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в том числе общих требований к государственной политике субъектов Российской Федерации в рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г., № 363) в части совершенствования системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов.

    В соответствии с п. 5, б) Государственной программы наиболее важное значение имеют:

    — модернизация  профессионального  образования,  в   том числе, посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

    — создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, в том числе, разработка мобильного приложения для оценки и развития когнитивных способностей студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    По статистическим данным в Российской Федерации люди с инвалидностью составляют значительную долю в российском обществе – 12 миллионов человек (около 10 % от численности населения РФ), а обучаются всего лишь 0,1% от лиц с ОВЗ и 0,3% инвалидов и детей инвалидов.

    Статистика заболеваний болезнями опорно-двигательного аппарата по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Минздрава РФ свидетельствует о том, что рост данных заболеваний составляет 30% каждые 10 лет, а процент нетрудоспособности населения по этим причинам составляет 25-30%. Порядка двум миллионам лиц с инвалидностью, по данным Министерства труда и социальной защиты РФ (Сайт Министерства труда), необходимы образовательные учреждения с созданными условиями для осуществления образовательного процесса.

    Таким образом, проблема профессионального образования и социализации лиц с инвалидностью является одной из первоочередных социальных и экономических задач не только в нашей стране, но и во многих цивилизованных странах мира.

    Проект направлен на разработку практической инновационной технологии мониторинга и авторских методик индивидуального  подбора программы тренингов, которая может быть внедрена в медицинских реабилитационных и профессиональных образовательных центрах, а также на решение социально-значимых задач — реабилитация и образование лиц с инвалидностью, восстановление нарушенных функций организма человека, а также повышение его социальной роли в обществе.

    В качестве преимуществ проекта стоит отметить новизну и следующие характеристики:

    • применение много-параметрической биологически-обратной связи по основным параметрам функциональных систем организма на основе применения современных методик для активации когнитивных способностей и реабилитации обучающихся с НОДА с использованием виртуальной или дополненной реальности;
    • применение интеллектуальных методик проведения тренингов с использованием виртуальных очков, комплекса Колибри, стабилоплатформы и миостиуляторов в различных режимах биологически-обратной связи;
    • эффективное представление и комплексный интеллектуальный анализ больших данных в интеллектуальной информационной системе.

    Активизация поведения и трудоспособности лиц с инвалидностью средствами виртуальной и дополненной реальности с целью развития когнитивных функций и формирования творческих процессов получения знаний и умений. Проект представляет практическую инновационную технологию формирования системы управления инклюзивными процессами на базе мобильного приложения, которая может быть внедрена в медицинских реабилитационных и профессиональных образовательных центрах, а также способствовать восстановлению нарушенных функций организма человека и повышать его социальную значимость.

    В настоящее время на Российском рынке представлены информационные платформы телереабилитации  «СтепсРеабил» – программа двигательной, речевой и психологической домашней реабилитации пациентов при помощи телемедицинских технологий. Данная уникальная технология реабилитации разработана в Клинике реабилитации ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им Н.И. Пирогова» МЗ РФ  и представляет собой  библиотеку в которой более 2 000 видеофайлов с упражнениями и техниками для коррекции утраченных функций. Стоимость данной программы составляет от 200 000 рублей. Однако, аналогичные российские системы направлены на реабилитацию и не ставят целью развития когнитивных способностей лиц с инвалидностью.

    Зарубежный аналог – платформа реабилитационных дистанционных технологий и развития когнитивных способностей – MindMed (https://www.mindmed.co/), созданная американскими разработчиками, которая представляет собой платформу с библиотекой видеофайлов и тренингов с биологически-обратной связью на оборудовании собственной разработки. MindMed предлагает пользователям широкий спектр тренингов для развития когнитивных способностей, однако, все тренинги представлены на английском языке и каждый предоставляется платно.

    Целью создания интеллектуальной системы является разработка собственной мобильной платформы БОС-тренингов с использованием виртуальной и дополненной реальности на основе российских технологий (система «Biofeedback Mobile», система Колибри, стабилоплатформа и т.д.) для развития когнитивных способностей обучающихся с НОДА. Интеллектуальная система для БОС-тренингов обучающихся с НОДА (ИСБТ) представляет собой прототип информационно-аналитической системы поддержки деятельности пользователей — лиц с инвалидностью в профессиональных образовательных организациях и включает информационно-алгоритмическую среду, методы реабилитации и интерфейс пользователя.

    ИСБТ предназначена для

    • моделирования задач физической и реабилитационной медицины, мультидиагностики и БОС-тренинга студентов с нарушениями опорно-двигательной системы;
    • компенсации психофизических особенностей таких, как слабая концентрация внимания, отчуждённость, скованность, средствами представления технологии творческого процесса;
    • активизации поведения и трудоспособности средствами виртуальной и дополненной реальности с целью формирования творческих процессов получения знаний и умений.

    На сегодняшний день уже проведены начальные исследования в данной области, произведен выбор основного оборудования, методик для проведения БОС-тренингов, определены основные требования к интеллектуальной системе, выбрана платформа и средства для реализации программного обеспечения. Реализация проекта предполагает вовлечение трех регионов РФ – г. Москва (на базе ФГБОУИ ВО МГГЭУ), г. Элита, г. Волгоград (филиалы МГГЭУ).

    Проект по разработке  мобильного приложения для оценки и развития когнитивных способностей для студентов с НОДА с применением технологий VR/AR проводится при консультационной и методологической поддержке Клиники реабилитации ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им Н.И. Пирогова», а также при поддержке ФГБОУИ ВО МГГЭУ.

    Эффекты от проведения БОС-тренингов в рамках разрабатываемого проекта:

    • стабилизация психоэмоционального состояния;
    • коррекция синдрома дефицита внимания при гиперактивности;
    • коррекция разных типов тревожных расстройств: фобий, панических атак, генерализованной тревоги;
    • коррекция вторичных расстройств, возникающих на фоне повышенной тревожности: психосоматических болей, нарушений засыпания, уменьшения продуктивности работы;
    • тренинги для общей релаксации и повышения стрессоустойчивости;
    • совершенствование навыка поддержания устойчивости произвольного внимания, увеличение периода продуктивной деятельности и эффективности расхода времени.

    Проект реализуется при консультационной поддержке Клиники реабилитации ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им Н.И. Пирогова» МЗ РФ и рекомендован к представлению на Конкурсе молодёжных проектов «Моя страна — моя Россия» 2021.