НИЛ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет

НИЛ

  • Научно-исследовательская деятельность НИЛ по проблемам профессионального образования инвалидов с нарушением ОДС с 2009 года

    Научно-исследовательская лаборатория по проблемам профессионального образования инвалидов с нарушением ОДС (далее – Лаборатория) является структурным подразделением Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (МГГЭУ).

    Основной целью научной деятельности Лаборатории является разработка методологических основ, технологий и содержательных аспектов развития инклюзивного профессионального образования. Цель достигается посредством творческой деятельности научно-педагогических работников, а также использования полученных результатов в образовательном процессе. Деятельность Лаборатории направлена на научно-методическое обеспечение развития инклюзивного образования в РФ, повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование.

    Лаборатория – это не только ведущее научно-исследовательское подразделение МГГЭУ, но и единственная в Российской Федерации научная структура, занимающаяся изучением организации научного сопровождения учебно-воспитательного процесса в специализированном вузе, исследованием проблем инклюзивного обучения инвалидов, находящихся на стыке медицины, социологии, педагогики и психологии.

    Основными задачами Лаборатории являются:

    • развитие наук посредством научных исследований в области интегрированного (инклюзивного) образования и творческой деятельности научно-педагогических работников;
    • всестороннее вовлечение в исследования научно-педагогических работников, аспирантов и студентов Университета и активизацию на этой основе их творческого потенциала;
    • внедрение результатов исследований в практику образования и учебный процесс Университета и образовательных учреждений Москвы;
    • выполнение научно-методических и учебно-методических разработок по широкому спектру научных проблем в области интегрированного (инклюзивного) профессионального образования.

    Для пропаганды результатов исследований и разработок Лаборатория по поручению ректора: организует региональные, отраслевые научные конференции, симпозиумы, школы, семинары, выставки и принимает участие в организации международных, федеральных научных конгрессов и конференций; публикует результаты научных исследований в различного рода изданиях и размещает на сайтах Университета.

    Лаборатория в соответствии с приказом ректора Университета принимает участие в международных образовательных, научных и культурных проектах, может приглашать иностранных граждан, а также направлять своих научных сотрудников для стажировок за рубежом.

    В научно-исследовательской работе, наряду с сотрудниками Лаборатории участвует профессорско-преподавательский состав, а также аспиранты и студенты МГГЭУ и других вузов. За годы своей работы Лаборатория превратилась в научно-исследовательский центр изучения проблем профессионального образования и комплексной реабилитации инвалидов с нарушением ОДС.

    В 2009-2013 гг. Лаборатория разрабатывала новые направления непрерывного профессионального образования инвалидов с нарушением ОДС, принципы обучения инвалидов в ВУЗе и его организационного и психолого-педагогического сопровождения. Особое внимание было уделено проблемам студентов-инвалидов с последствием детского церебрального паралича.

    С 01.01 2014 года научно-исследовательская лаборатория реализует базовую часть государственного задания в сфере научной деятельности «Проективная модель комплексного сопровождения профессионального обучения и карьерного развития лиц с нарушением опорно-двигательной системы».

  • Перечень наиболее значимых научных исследований, выполненных НИЛ с 2009 года
    № п/п Наименование проекта Источник финансирования Объём финансирования (млн. руб.) Срок выполнения проекта (начало-окончание) Ф.И.О. исполнителя из состава коллектива участников
    1. Мотивация достижения успеха в учебной деятельности как основа формирования профессионала при инклюзивном обучении Ведомственная программа 0.436 01.01.2009

    31.12.2009

    Герасимов А.В.
    2. Инновационные подходы лечебной педагогики Ведомственная программа 0.416 01.01.2010

    31.12.2010

    Тюрин А.В.
    3. Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе вузовского обучения Ведомственная программа 0.967 01.01.2010

    31.12.2011

    Герасимов А.В.
    4. Особенности инклюзивного обучения на базе московского ВУЗа Ведомственная программа 0.967 01.01.2010

    31.12.2011

    Тюрин А.В.
    5. Психолого-педагогические и правовые аспекты инклюзивного образования Инициатива вуза 0.612 01.2012

    31.2014

    Тюрин А.В., Байрамов В.Д.

    В 2015 году сотрудниками НИЛ были опубликованы 14 научных статей, из которых: 7 – в изданиях, индексируемых в базе данных РИНЦ; 6 – в изданиях, входящих в перечень ВАК; 1 – в издании, индексируемом в базе данных Scopus. Младшим научным сотрудником НИЛ Е.А. Александровой была защищена кандидатская диссертация по социологии (22.00.04) на тему «Адаптивная физическая культура и спорт как фактор профессионально-ориентированной социализации студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы».

    Кроме того, в 2015 году при содействии НИЛ:
    — поданы 15 заявок на гранты РГНФ и РНФ;
    — завершена работа над базовой частью государственного задания в сфере научной деятельности «Проективная модель комплексного сопровождения профессионального обучения и карьерного развития лиц с нарушениями опорно-двигательной системы»;
    — проведена Международная научно-практическая конференция «Инвалид в XXI веке: образование, трудоустройство, социальная интеграция», по результатам которой был издан и размещен в РИНЦ сборник материалов.

  • Завершенные темы научно-исследовательских работ

    1. Профессионально-трудовая реабилитация и обеспечение занятости инвалидов-специалистов через образование

    В ходе проведения исследования были уточнены сущность и принципы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов и их рационального трудоустройства. Разработаны основные направления профессионально-трудовой реабилитации, обеспечения занятости инвалидов-специалистов. Раскрыта роль образования как фактора профессионально-трудовой реабилитации инвалидов и их рационального трудоустройства. Обозначены место и роль профессионализации как принципа образования и воспитания студентов-инвалидов. Разработана методология и практические рекомендации по трудоустройству инвалидов-специалистов (на опыте специализированного вуза). Апробирована методология совмещения результатов аттестации и паспортизации рабочих мест для инвалидов с индивидуальными программами реабилитации.

    2. Мотивация достижения успеха в учебной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья как основа формирования профессионала

    Целью работы является изучение особенностей мотивации у студентов с ограниченными возможностями здоровья. В процессе проведения исследования выяснилось, что у студентов-инвалидов с последствиями ДЦП мотивация на достижение успеха в учебной деятельности выражена в большей степени, чем у здоровых студентов, подтвердилась, однако студенты контрольной группы превосходят студентов экспериментальной группы по степени выраженности мотивации к избеганию неудач. По мотивации аффилиации полученные результаты свидетельствуют о том, что выдвинутая в исследовании гипотеза о том что, у студентов с последствиями ДЦП отмечается в большей степени стремление к присоединению, чем у здоровых студентов, не подтвердилась. Выявив мотивы, больше остальных побуждающие студентов обеих выборок к учебной деятельности (коммуникативные и профессиональные мотивы), авторы исследования пришли к выводу, что все студенты характеризуются ориентированностью на углубление знаний по избранной специальности и самоутверждение через присвоение профессионального статуса, развитие в себе коммуникативной культуры и навыков общения, объясняющееся обучением по предметам гуманитарного цикла, необходимостью обладать определенным объемом знаний о людях и обществе в целом.

    3. Адаптивная и физкультурно-оздоровительная деятельность для лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Адаптивная и физкультурная деятельность необходима всем людям, особенно лицам с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды с первой или второй группой инвалидности освобождаются от обязательной физкультуры по медицинским показаниям. Однако для большинства из них физическое развитие нужно для поддержания своего физического уровня. Поэтому в Университете работают ряд секций по адаптированному (параолимпийскому) спорту. В этих секциях занимаются студенты-инвалиды в зависимости от их заболеваний. При этом группа инвалидности не принимается.

    4. Комплексная реабилитация и проблемы инклюзивного обучения лиц с ОВЗ

    Результатом этого исследования стало:

    • изучение основ комплексной реабилитации лиц с ОВЗ на базе специализированного ВУЗа;
    • выявление проблем процесса психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного обучения;
    • определение оптимальной модели взаимодействия участников образовательного процесса;
    • разработка эффективной модели реабилитации лиц с ОВЗ в процессе обучения в специализированном Вузе;
    • определение пути решения проблем психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного обучения;
    • разработка методических рекомендаций по психологической безопасности участников образовательного процесса.

    5. Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе вузовского обучения

    Социально-педагогическая поддержка рассматривается как один из элементов системы педагогической поддержки наряду с поддержкой психологической, поскольку важнейшей составляющей социально-педагогической поддержки детей, в отличие от других категорий населения, является педагогический компонент, связанный с их воспитанием и образованием, содействием в развитии и успешной социализации.

    Проведенный теоретический анализ сущности социальной и психолого-педагогической поддержки студентов-инвалидов указывает на особую значимость в этом процессе доступной социокультурной среды вуза. С целью оптимизации среды вуза в работе было проведено теоретико-методологическое обоснование проектирования социокультурной среды вуза для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проектирование осуществлялось с применением антропологического подхода (как фокусирующего свое внимание на человеке) и на материале анализа инновационного опыта в этой области МГТУ им. Н. Э. Баумана и МГГЭУ.

    В работе предложена авторская организационно-деятельностная модель социальной и психолого-педагогической поддержки студентов специализированного вуза и описаны условия ее реализации. Спроектированная на теоретическом уровне модель была реализована в опытно-экспериментальном исследовании, в ходе которого выявлены личностно и профессионально значимые структуры студентов вуза, влияющие на различные стратегии самореализации (адаптивная и неадаптивная модели); доказаны возможности спроектированной модели социально-педагогической поддержки оптимизировать личностный потенциал студентов-инвалидов и быть важным фактором управления качественными изменениями личностного и профессионального роста студентов на этапе обучения в специализированном вузе.

    Теоретическая значимость исследования заключается в определении концептуальных положений, обосновывающих специфику и содержание социально-педагогической поддержки инвалидов на этапе вузовского обучения; в теоретической разработке комплекса условий социальной и психолого-педагогической поддержки, обеспечивающей продуктивное личностно-профессиональное развитие студентов-инвалидов, что является вкладом в развитие целостной теории профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного образования и дополняет теорию развития личности новыми знаниями, отвечающими современным требованиям к образовательному процессу.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и внедрена в образовательный процесс Московского государственного гуманитарно-экономического университета модель социальной и психолого-педагогической поддержки развития студентов. Содержащиеся в исследовании положения и рекомендации могут быть использованы при организации и проведении практико-ориентированных курсов по повышению квалификации работников высших учебных заведений, занятых в сфере образования детей-инвалидов. Разработанная модель социальной и психолого-педагогической поддержки личностного развития инвалидов в вузе может непосредственно использоваться при организации и планировании системы учебно-воспитательной работы специализированного вуза.

    6. Непрерывное многоуровневое образование и особенности трудоустройства лиц с нарушением опорно-двигательной системы

    В результате проведенного исследования раскрыты методологические основы исследования образования и трудоустройства инвалидов как социальной проблемы. Выявлено, что при определении проблемы трудоустройства доминируют социальные факторы над физическими (медицинскими). Установлено, что развитие гражданского общества является фактором легитимации инвалидности как социального явления, а социальная политика государства — фактором реализации прав инвалидов на образование и трудоустройство. Также проанализированы правовые основания реализации социальной политики трудоустройства инвалидов. Показано, что в современной России социальная политика в отношении инвалидов находится в процессе институционализации, предполагающей в первую очередь практические действия по социальной защите, образованию, трудоустройству и интеграции инвалидов в полноценную социальную жизнь. Выявлены проблемы инвалидов на рынке труда на общефедеральном и региональном уровнях, раскрыты основные факторы трудоустройства инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы – выпускников учреждений высшего профессионального образования (на примере ФГБОУ ВПО для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»).

    7. Совершенствование государственной политики в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России

    Цель исследования — разработка концептуальных положений и проблемных аспектов формирования и реализации государственной политики в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России. В ходе исследования решены следующие задачи:

    • определены теоретико-методологические основы осмысления государственной политики в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
    • выявлен механизм государственной политики в сфере образования лиц с ОВЗ в России, формируемой и реализуемой органами государственной власти в России на современном этапе ее развития;
    • определены состояние и пути совершенствования правовых основ государственной политики в сфере образования лиц с ОВЗ в современной России;
    • систематизированы основные подходы к оценке измерения эффективности государственной политики в сфере образования инвалидов и сформулировать предложения по повышению ее эффективности.

    Анализ научных результатов проведенного исследования показывает высокую значимость образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет сформулировать ряд рекомендаций по расширению доступности образования для инвалидов:

    • при реализации государственной политики в сфере образования инвалидов необходимо считать основным приоритетом концепцию независимой жизни. Концепция независимой жизни инвалидов — это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации концепции независимой жизни убеждает, что образование выступает важнейшим ресурсом ее воплощения. Очевидно, что концепция независимой жизни как возможности для инвалида самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями пока еще находится в стадии формирования. Необходимо развивать политику интеграции, начиная ее с дошкольного и школьного образования и продолжая в системах высшего и дополнительного образования. Повышать численность обучающихся инвалидов в системах начального, среднего специального, высшего образования, увеличивать количество центров, ориентированных на обучение инвалидов, расширять вариативность образовательных программ. Расширять выбор образовательной программы и места обучения инвалидов, а не помещать их в образовательные резервации, специализированные по диагнозу и локализованные в отдельных регионах. Развивать дистанционное обучение инвалидов;
    • необходима более тщательная проработка статей индивидуальной программы реабилитации инвалида, включающей разделы по общему и дополнительному образованию, с участием не только медицинских работников, но психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе с функцией контроля за реализацией предложенных рекомендаций;
    • развивать межведомственное взаимодействие; создавать вспомогательные сервисы и технологические ресурсы для инвалидов в учреждениях образования. Создавать системы профориентационной работы, позволяющей лицам с ограниченными возможностями осознанно и своевременно выбирать профессию или решать вопрос о профессиональной переподготовке; расширять сферы оказания дополнительных образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья за счет ресурсов учреждений ДПО посредством использования современных информационных (в т.ч. дистанционных) и образовательных технологий, а также кооперирования с учреждениями систем начального, среднего и высшего профессионального образования;
    • соблюдать требования к выполнению контрольных нормативов по созданию безбарьерной среды в образовательных учреждениях, развитию транспортных услуг инвалидам. Оказывать государственным и негосударственным учебным учреждениям содействие в разработке внутренней нормативной базы по приему и обучению, переобучению инвалидов, методическую поддержку в вопросах организации образовательного процесса. Обеспечить многоальтернативные программы переподготовки и повышения квалификации преподавателей, работающих с инвалидами;
    • осуществлять позитивную репрезентацию инвалидов на уровне учебных учреждений. Привлекать средства массовой информации по созданию положительного имиджа образования инвалидов.

    8. Интегрированное многоуровневое образование лиц с нарушением ОДС и его особенности

    Проблема исследования: какими должны быть организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального образования инвалидов с нарушением ОДС, чтобы обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда и профессий, а также востребованность в соответствии с уровнем развития технологий и организации производства? Возникающая проблема требует научно-обоснованных подходов к отбору содержания профессионального обучения инвалидов с нарушением ОДС на каждом уровне, определению профессионально-важных качеств обучающихся на каждом уровне подготовки, формирование которых способствует профессиональному продвижению и может служить одним из критериев перехода обучающихся с одного уровня на другой, а также выявлению особенностей управления многоуровневой подготовкой студентов-инвалидов с нарушением ОДС профессионального образовательного учреждения.

    В соответствии с проблемой определена цель исследования: разработать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, способствующие эффективному процессу многоуровневой подготовки лиц с нарушением ОДС в профессиональном образовательном учреждении.

    Определены следующие задачи исследования: выявить сущность, структуру и предпосылки создания многоуровневой структуры интегрированного образования в России; рассмотреть основные принципы и особенности организации интегрированного многоуровневого профессионального образования инвалидов; изучить возможности использования в России технологии высшего инклюзивного образования инвалидов в США; обобщить концептуальные подходы к информационным образовательным технологиям для лиц с ограниченными возможностями; разработать механизм управления интегрированным многоуровневым профессиональным образованием лиц с нарушением ОДС и организационно-педагогические условия его реализации в специализированном вузе.

    Теоретическая значимость исследования состоит в проверке организационно-педагогических основ интегрированного многоуровневого профессионального образования лиц с нарушением ОДС и уточнении дидактических принципов профессиональной подготовки этой категории лиц. Внесен вклад в разработку механизма управления образовательной системой многоуровневой профессиональной подготовки инвалидов, позволяющий принимать управленческие решения гибкого реагирования на изменение государственных требований, рыночной конъюнктуры, и достигать целей профессионального образования лиц с нарушением ОДС на каждом уровне. Результаты исследования являются теоретической основой для разработки научно-методических рекомендаций по формированию содержания образовательных программ интегрированного многоуровневого профессионального образования лиц с нарушением ОДС.

    Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработано содержательное, организационное и методическое обеспечение процесса многоуровневой профессиональной подготовки выпускников специализированного вуза в условиях рынка труда, включающее: научно-методические рекомендации по формированию содержания образовательных программ многоуровневой профессиональной подготовки инвалидов с нарушением ОДС; преемственные учебные планы нескольких уровней; положение об учебно-методическом обеспечении дисциплин учебного плана, а также положение о производственном обучении студентов-инвалидов с нарушением ОДС. Материалы и выводы, опубликованные по результатам исследования, были использованы в образовательных учреждениях многоуровневой профессиональной подготовки инвалидов, на курсах подготовки и переподготовки преподавателей специальных учреждений профессионального образования.

    За 2009 — 2013 г. опубликовано: 6 монографий, 3 учебно-методических пособия, энциклопедический словарь, 28 статей в отечественной и зарубежной научной периодике, 25 научных статей в материалах международных конференций.

  • Монографии и справочники сотрудников НИЛ с 2009 года
    № п/п Монография (авторы монографии, ее название, год издания, количество страниц, ISBN, издательство) Краткая аннотация к монографии
    1. Байрамов В.Д., Герасимов А.В., Тюрин А.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в современной России: теоретико-методические аспекты – М.: КНОРУС, 2012. – 200 с.
    ISBN 978-5-406-02400-3
    В издании рассмотрены ключевые положения государственной образовательной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях, проанализированы теоретические основы интегрированного многоуровневого профессионального образования инвалидов. Предложены актуальные направления развития многоуровневого образовательного процесса специализированного вуза, разработанные с использованием передового зарубежного и отечественного опыта общего и профессионального образования инвалидов. Приведены теоретико-методические аспекты формирования социально-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе.
    2. Байрамов В.Д., Тюрин А.В. Социальная интеграция. Словарь-справочник. – М.: Экон-Информ, 2010. – 175 с.
    ISBN 978-5-9506-0565-9
    Издание посвящено социальной интеграции инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Словарь содержит более 430 статей по вопросам медицинской, психологической, педагогической, социальной интеграции инвалидов.
    3. Байрамов В.Д., Тюрин А.В. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Энциклопедический словарь. — М.: ЗАО «Экон-Информ», 2012. — 274 с.
    ISBN 978-5-9799-0003-2
    Издание посвящено комплексной реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Словарь содержит более 800 статей по вопросам медицинской, психологической, педагогической, социальной интеграции инвалидов.