Научные школы — Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Научные школы

  • Научная школа профессора Байрамова В.Д.

    Область исследования

    В область исследования научной школы «Инклюзивное профессиональное образование инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы» входит широкий круг проблем, связанных с реализацией инклюзивной социальной стратегии в образовании инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (ОДС).

    Проблема инклюзивного профессионального образования инвалидов с нарушениями ОДС рассматривается представителями Школы в совокупности ее социальных аспектов: социально-психологического, социокультурного, социоструктурного, социально-экономического и социально-правового. Во взаимодействиии с коллегами, которым небезынтересна тематика Школы, рассматриваются также проблемы медицинского, педагогического и иных предметных ракурсов, так или иначе связанных с центральной проблемой Школы.

    Методологические основания

    Теоретико-методологические. Представители Школы не ограничиваются какой-либо одной медологической системой, совмещая исследовательский потенциал основных актуальных парадигм, сложившихся в современной социальной науке. Данная установка на полипарадигмальность при осуществлении исследований Школы позволяет изучать проблему инклюзии инвалидов с нарушениями ОДС в совокупности различных ракурсов. Так, исследования жизненного мира человека с нарушениями ОДС осуществляется с использованием методологического аппарата социальной феноменологии; специфика статусно-ролевого набора инвалида изучается в структурно-функционалистическом методологическом ключе; изучение коммуникативных барьеров, препятствующих инклюзии, осуществляется с позиции символического интеракционизма и т.д. Кроме обозначенных методологических систем, представителями Школы регулярно используются отдельные положения теории структурации и социаоанализа.

    Практико-методологические. Системообразующей для Школы выступает установка на обоснование социальной парадигмы «инклюзии обратного порядка», в соответствии с которой инклюзивная социальная стратегия в системе образования инвалидов должна осуществляться не по пути частичной адаптации образовательной среды всех организаций профессионального образования к специальным потребностям людей с инвалидностью, но путем полной адаптации образовательной среды ограниченного числа организаций профессионального образования к специальным потребностям людей с инвалидностью. При этом необходимо учитывать категорию инвалидности и профилировать образовательные организации профессионального образования в зависимости от нозологии.

    Научная школа профессора Байрамова В.Д. скачать