Научные школы и направления

  • Научная школа профессора Байрамова В.Д.

    Область исследования

    В область исследования научной школы «Инклюзивное профессиональное образование инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы» входит широкий круг проблем, связанных с реализацией инклюзивной социальной стратегии в образовании инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (ОДС).

    Проблема инклюзивного профессионального образования инвалидов с нарушениями ОДС рассматривается представителями Школы в совокупности ее социальных аспектов: социально-психологического, социокультурного, социоструктурного, социально-экономического и социально-правового. Во взаимодействиии с коллегами, которым небезынтересна тематика Школы, рассматриваются также проблемы медицинского, педагогического и иных предметных ракурсов, так или иначе связанных с центральной проблемой Школы.

    Методологические основания

    Теоретико-методологические. Представители Школы не ограничиваются какой-либо одной медологической системой, совмещая исследовательский потенциал основных актуальных парадигм, сложившихся в современной социальной науке. Данная установка на полипарадигмальность при осуществлении исследований Школы позволяет изучать проблему инклюзии инвалидов с нарушениями ОДС в совокупности различных ракурсов. Так, исследования жизненного мира человека с нарушениями ОДС осуществляется с использованием методологического аппарата социальной феноменологии; специфика статусно-ролевого набора инвалида изучается в структурно-функционалистическом методологическом ключе; изучение коммуникативных барьеров, препятствующих инклюзии, осуществляется с позиции символического интеракционизма и т.д. Кроме обозначенных методологических систем, представителями Школы регулярно используются отдельные положения теории структурации и социаоанализа.

    Практико-методологические. Системообразующей для Школы выступает установка на обоснование социальной парадигмы «инклюзии обратного порядка», в соответствии с которой инклюзивная социальная стратегия в системе образования инвалидов должна осуществляться не по пути частичной адаптации образовательной среды всех организаций профессионального образования к специальным потребностям людей с инвалидностью, но путем полной адаптации образовательной среды ограниченного числа организаций профессионального образования к специальным потребностям людей с инвалидностью. При этом необходимо учитывать категорию инвалидности и профилировать образовательные организации профессионального образования в зависимости от нозологии.

    Научная школа профессора Байрамова В.Д. скачать
  • Научная школа профессора Герасимова А.В.
    Научная школа профессора Герасимова А.В. скачать
  • Научное направление Петруниной Е.В.

    Цель научного направления ‑ исследование сущности инклюзивного процесса реабилитации и абилитации, проявляющегося в обеспечении совместимости человека с физическими особенностями развития с социумом, являющейся актуальной государственной задачей, важность решения которой постоянно растет. Отмечается значительный интерес отечественных и зарубежных учёных к данной проблеме. «Интеллектуальные технологии и средства реабилитации и абилитации людей с ограниченными возможностями» представляет собой фундаментальное научное направление и определяют необходимость развития соответствующей научной школы.

    Основные задачи научного направления:

    1. Исследование теоретических вопросов сущности инклюзивного процесса реабилитации, проявляющейся в обеспечении совместимости человека с физическими особенностями развития с социумом, путем компенсации имеющихся нозологических отклонений с использованием средств интеллектуальных информационных, когнитивных, конвергентных, нейрореабилитационных технологий, виртуальной психологии. Инклюзивный процесс проявляется как междисциплинарная наука («метанаука») об управлении в живых и технических системах и рассматривается в плане методологии, философии, математических, технических проблем кибернетики, ориентированных на развитие интеллектуальных способностей, воображения, ассоциативного мышления человека и составляет важный элемент когнитивных технологий, представляющий собой современный междисциплинарный подход к изучению психики и мозга человека.
    2. Изучение научно-технических проблем медицинской кибернетики как инструмента реабилитации.

    Центром внимания является личность с ограниченными физическими возможностями, требующая знаний о функциональных системах человека и кибернетических системах реабилитации, нейростимуляции, нейрореабилитации отдельных систем организма в различные периоды жизни. Создание высокоэффективного инновационного медико-технического оборудования, совместно с реабилитационно-восстановительными технологиями является актуальной государственной задачей, важность решения которой постоянно растет. Применение роботизированных устройств, систем и комплексов с интерактивным управлением, выполненных на основе биотехнических модулей,  методов,  использование  наукоёмких технологий, систем интерфейса «мозг-компьютер» для когнитивной реабилитации, создания экзоскелетов медицинского назначения, а также разработка методик их применения в медицинской практике позволит внести весомый вклад в снижение инвалидизации граждан, повысит качество и продолжительность жизни людей с ограниченными возможностями.

    1. Развитие когнитивного пространства интернет, создание интернет-вещей, умных объектов, центров обработки данных, инклюзивных реабилитационных социальных, экономических цифровых сервисов и регулирования правовых отношений.

    Разработка проблем совершенствования перспективных социальных объектов и вещей определяют развитие приоритетных направлений науки, критических технологий и требуют поиска новых методов и средств дизайна.

    Дано определение кибербиофизическим системам, которые понимаются как умные системы, включающие сети взаимодействующих между собой вычислительных и физических компонентов, например, роботов, интеллектуальных зданий, медицинского оборудования, самоуправляемых автомобилей и др.

    Следует отметить, что исследование включает новое поколение системы «человек-техника-среда», разрабатываемой в эргономике, научно-практической области, тесно связанной с кибернетикой. Интеллектуальная среда (в широком смысле) представляет собой новую концепцию реализации взаимодействий «человек-техника-среда», когда люди окружены интеллектуальным и интуитивно понятным цифровым интерфейсом, встроенном в предметы повседневной жизни.

    Освещение научного направления представлено в ряде статей, книгах, видео и  фоторепортажах, интервью на сайте www.mggeu.ru, а также на https://lrformula.ru/mggeu/conf/default.aspx, в сборниках научных статей «Интеллектуальные технологии и средства реабилитации и абилитации людей с ограниченными возможностями».

    Литература по направлению исследования скачать