Проректор МГГЭУ по учебно-методической работе выступила в Совете Федерации по вопросам профориентации инвалидов

В верхней палате парламента состоялся совместный Круглый стол Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему: «Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».

Заседание провели заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Мохмад Исаевич Ахмадов и член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Владимировна Писарева.

 

В ходе своего выступления Елена Сергеевна отметила, что педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, помогают им полноценно войти в общество, в том числе посредством определения для себя доступного вида будущей трудовой деятельности.

Она напомнила, что в методических рекомендациях Минобрнауки по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью обозначен принцип разнообразия социокультурной среды развития и воспитания ребенка.

«Еще один принцип прогностичности означает целенаправленное, систематическое, методически грамотное обсуждение с обучающимся его жизненных перспектив. Гиперопека взрослых во многих случаях приводит к несомастоятельности и социальной пассивности обучающихся с инвалидностью. В этой связи, особенно важны настойчивость и целенаправленность в воспитании желания к самореализации и труду», – подчеркнула проректор.

По ее словам, МГГЭУ является уникальной отечественной образовательной технологией, дающей возможность одновременного обучения в смешанных академических группах студентов с инвалидностью и не имеющих особенностей здоровья в соотношении один к трём.

«На собственном опыте мы понимаем проблемы подготовки кадров для работы с обучающимися с ОВЗ. К сожалению, не все преподаватели, заявившиеся на вакансию инклюзивного вуза остаются работать», – обозначила Елена Сергеевна.

Она внесла предложения по использованию возможностей МГГЭУ для ознакомления студентов педагогических вузов с инклюзивной средой и особенностями работы с инвалидами, а в перспективе – выстраивании через систему стажировок на площадке вуза непрерывной системы профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Среди предложений проректора МГГЭУ по учебно-методической работе, озвученных в Совете Федерации, были также рекомендации педагогическим вузам включить в содержание основных профессиональных образовательных программ практическую подготовку обучающихся в профильных образовательных организациях, имеющих статус организаций инклюзивного высшего или среднего профессионального образования.

Елена Сергеевна внесла предложения Министерству просвещения России рассмотреть возможность реализации программы повышения квалификации непрерывной системе профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ» для учителей школ на базе образовательных организаций, имеющих статус организаций инклюзивного высшего или среднего профессионального образования, предусмотреть программы аналогичных стажировок для преподавателей педагогических вузов.

Она добавила, что в целях комплексного подхода, Министерству экономического развития России возможно разработать требования и рекомендации по безбарьерным туристским маршрутам профориентационной направленности для обучающихся инклюзивных школ.

Участники дискуссии предложили актуализировать комплекс мер, направленных на модернизацию системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. В этих целях предусмотреть утверждение профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», принять комплексные меры по преодолению дефицита высококвалифицированных кадров в государственном секторе системы образования и психолого-педагогической реабилитации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в сельских школах, труднодоступных населённых пунктах. Также эксперты предложили разработать экономические и социальные меры поддержки учителей-дефектологов и учителей-логопедов.

Итоговые рекомендации заседания, нацеленные на совершенствование подготовки специалистов в области инклюзивного образования, будут направлены профильным министерствам и ведомствам.