Медико-социально-психолого-педагогическая реабилитация

Система инклюзивного образования, реализуемая в МГГЭУ, предполагает комплексный подход, необходимый для обеспечения эффективного обучения в рамках инклюзии второго порядка, построенной на включении студентов, не имеющих ограничений возможностей здоровья, в среду студентов-инвалидов. Комплексность данного подхода обеспечивается сочетанием нескольких необходимых элементов:

Социальная реабилитация инвалидов предполагает их успешную адаптацию в обществе, в окружающей среде. Она осуществляется в МГГЭУ посредством инклюзии, выступающей основополагающим  принципом организации как учебной, так и внеучебной деятельности. Совместное обучение, проживание в общежитии, проведение досуга, участие в различных творческих и спортивных мероприятиях способствует интенсивному процессу социализации студентов, имеющих инвалидность. Особое значение в рамках обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет волонтерское движение, реализуемое в различных формах, начиная от помощи студентам в столовой и заканчивая их сопровождением вне стен университета.

 

 

Медицинское сопровождение образовательного процесса. Студенты с инвалидностью нуждаются в постоянном медицинском контроле состояния своего здоровья, для чего в Университета организована круглосуточная работа медицинского кабинета. Опытные медики, знающие особенности основных и сопутствующих заболеваний обучающихся, оказывают квалифицированную медицинскую помощь. Все студенты, проживающие в общежитии, прикрепляются к Городской поликлинике №41, обеспечивающей качественное медицинское обслуживание. Иногородние студенты, которым необходимо пройти очередную медико-социальную экспертизу для подтверждения группы инвалидности могут это сделать в Москве, без отрыва от учебного процесса.

Педагогические технологии, применяемые при работе со студентами, имеющими инвалидность, предполагают дополнительные индивидуальные занятия, позволяющие осуществлять профилактику неуспеваемости и учет специфических особенностей каждого студента, обусловленных как основным, так и сопутствующими заболеваниями. В рамках данного вида организации учебного процесса реализуется возможность использования компенсаторных технологий, позволяющих студентам с диагнозом ДЦП и имеющим снижение функциональности различных органов восприятия (слуха, зрения, тактильности) в полном объеме усваивать учебный материал в соответствии с рабочей программой дисциплины. Особый подход к студентам с инвалидностью проявляется и при занятиях адаптивной физической культурой, когда каждому обучающемуся подбирается посильная для него физическая нагрузка, позволяющая улучшить общее физическое состояние.

Психологическое сопровождение является одним из важнейших аспектов образовательного процесса в МГГЭУ. Оно нацелено на создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения. Работа психологической службы предполагает диагностику познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихся, психологическое консультирование студентов и их родителей, реализацию программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия и многое другое.

Психологическая готовность профессорско-преподавательского состава к осуществлению педагогической деятельности в инклюзивных учебных группах, в которых значительная часть студентов имеют инвалидность. С целью подготовки преподавателей к работе в рамках инклюзивного образовательного процесса в МГГЭУ проводятся регулярные курсы повышения квалификации, имеющие соответствующую направленность.

Обеспечение безбарьерной среды на территории МГГЭУ, что делает абсолютно доступными все аудитории, библиотеку, читальный зал, спортивный зал, компьютерные классы  и т.д. Студенты-инвалиды имеют возможность пользоваться личным транспортом, для парковки которого организована специальная площадка на территории вуза.

Подобный комплексный подход позволяет решать специфические  педагогические задачи, которые характерны для инклюзивной модели образовательного процесса.