Беленкова Лариса Юрьевна

ФИО Беленкова Лариса Юрьевна
Дата рождения 01.03.1971
Кафедра: Педагогики и психологии
Должность: доцент
Учёная степень: кандидат психологических наук
Учёное звание: доцент по кафедре коррекционной педагогике и специальных методик
Телефон: 8 (925) 676-90-06
E-mail: lara.belenckova@yandex.ru
Образование, повышение квалификации 1988 МГПИ (Мордовский государственный педагогический институт) им. М.Е. Евсевьева, факультет дефектологический, специальность «Олигофренопедагогика» с доп. спец. «Логопедия».
2000 НГПУ (Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина) – аспирантура с защитой кандидатской диссертации «Антрополого-гуманистическая концепция обучения и воспитания аномальных детей в научном наследии Г.Я.Трошина» и присуждением ученой степени кандидата психологических наук.
2004 ВАК (Высшая аттестационная комиссия) при Совете Министров РФ – присвоено ученое звание доцента по кафедре коррекционная педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
2016 МГУ (Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева), профессиональная переподготовка по программе «Клиническая психология»
2017 МГПИ (МГПИ (Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева») — курсы повышения квалификации по программе: «Современные психологические технологии в деятельности преподавателя вуза» в объеме 72 ч..
2013 НИЯУ МИФИ (Научно-исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физической институт) — Повышение квалификации по программе «Современные технологии обеспечения качества образовательного процесса в национальном исследовательском университете» в объеме 72 ч.
2010 МГПИ (Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева») — повышение квалификации по программе: «Проблемы профилактики социально обусловленных заболеваний в педагогической практике вуза» в объеме  72 ч.
2010 МГПИ (Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева») — повышение квалификации по программе: «Профилактика ксенофобии и экстремизма в высших учебных заведениях Российской Федерации» в объеме 72 ч.
2010 ФГБОУ ВПО «МГПИ» (Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева») — обучающий курс, формирующий навыки работы с возможностями информационно-правового обеспечения «Гарант»).
2010 ФГБОУ ВПО (Московский институт повышения квалификации) — повышение по программе: «Вопросы подготовки специалистов для работы с детьми со сложной структурой дефекта» в объеме 72 ч.
2009 МГПИ (Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева») — повышение квалификации по программе «Формирование информационной компетентности преподавателя вуза» в объеме 72 ч.
Преподавание дисциплин Актуальные проблемы теории и практики современной психологии, Педагогическая конфликтология и медиация, Социальная психология образования, Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы, Планирование теоретического и эмпирического исследования, Качественные и количественные методы в психологических исследованиях, Статистические методы в психологии, Введение в профессию, История психологии, Введение в клиническую психологию, Основы консультативной психологии, Специальная психология, Психология семьи, Психология лиц с задержкой психического развития, Психология способностей и одаренности, Психологический консилиум, Возрастно-психологическое консультирование, Психология управления
Научная и проектная деятельность 2009-2013 МГПИ им. М.Е. Евсевьева – реализация Программы стратегического развития вуза «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
2012 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — подготовка команды факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева для участия в III-ем туре Всероссийской студенческой олимпиады по специальной педагогике, проходившей в Челябинске, занявшей 3 место в командном зачете.
2011 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — разработка нормативной документации основных образовательных программ высшего образования по профилям: «Олигофренопедагогика», «Образование детей с задержками психического развития».
2011 г Ярославль — участие во Втором Всероссийском конкурсе инновационных проектов и программ «На пути к инновациям» по теме «Научно-исследовательская лаборатория «Интегрированное обучение в современной системе образования». По результатам конкурса заявленный проект был награжден специальным призом в номинации «На пути к инновациям».
2016 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — разработка нормативной документации основных образовательных программ высшего образования по профилям: «Психология и педагогика инклюзивного образования»; «Психология в образовании и социальной сфере».
2016 МГПИ им. М.Е. Евсевьева – подготовка команды студентов для участи во Всероссийской студенческой олимпиаде с международным участием, проводимой в рамках национального проекта «Государственная поддержка талантливой молодежи» на базе Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга. Команда стала победителем в номинации «Оригинальность в решении профессиональных задач», диплом за III место в индивидуальном зачете практического тура.
Основные публикации
  1. Беленкова, Л. Ю. Организационные основы практико-ориентированной сельскохозяйственной деятельности в специальных образовательных учреждениях / Л. Ю. Беленкова, Д. Н. Юшков // Обучение. воспитание учащихся специальных образовательных учреждений: теория и практика : сборник материалов научно-практического семинара / И. В. Абрамова, С. В. Архипова, Л. Ю. Беленкова [и др.] ; под общ. ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 54–75.
  2. Беленкова, Л. Ю. Интегрированное и инклюзивное обучение: теория и практика / Л. Ю. Беленкова // Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях гуманитарно-ориентированной образовательной среды : учебное пособие / Абрамова И. В., Беленкова Л. Ю., Бобкова О. В. [и др.]; под общ. ред. О. В. Бобковой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 7–21.
  3. Беленкова, Л. Ю. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях гуманитарно-ориентированной образовательной среды : учеб. пособие / Л.Ю. Беленкова, И. В. Абрамова, О. В. Бобкова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв. – Систем. требования: Windows 95 и выше; IBM/ PC, процессор с частотой не менее 1 ГГц; 1,96 Гб оперативной памяти; устройство для чтения компакт-дисков; клавиатура; мышь. – Загл. с этикетки диска. – № гос. регистрации 0321304541.
  4. Беленкова, Л. Ю. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие: эл. ресурс / Л. Ю. Беленкова. – Саранск: МордГПИ, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв. – Систем. требования: Windows 95 и выше; IBM/ PC, процессор с частотой не менее 1 ГГц; 1,96 Гб оперативной памяти; устройство для чтения компакт-дисков; клавиатура; мышь. – Загл. с этикетки диска. – № гос. регистрации 0321304541.
  5. Беленкова, Л.Ю. Феномен толерантности как ценностного отношения к другим в условиях современного общества // Педагогика : семья-школа-общество : монография [А. Ю. Арутюнян, Е. А. Багнетова, Н. А. Балашова и др.] / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. – Книга 25.– Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 7–23. (глава в монографии)
  6. Беленкова, Л. Ю. Технологии правового воспитания в современных образовательных учреждениях / Л. Ю. Беленкова // Гуманитарные технологии в образовании : в 3 ч. Ч. 1 : монография [Л. Ю. Беленкова, И. Б. Буянова, П. В. Замкин и др.] / под ред. Т. И. Шукшиной ; отв. за вып.             П. В. Замкин ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. –  С. 5–50. (глава в монографии)
  7. Беленкова, Л. Ю. Гражданское образование в системе формирования базовой культуры личности / Л. Ю. Беленкова // Педагогика: семья – школа – общество : монография [Е. Н. Абузярова, О. Н. Апанасенко, Л. Ю. Беленкова и др. ] / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. – Воронеж : ВГПУ, 2009. – Кн. 17. – Гл. VI. – С. 86–98. (глава в монографии)
  8. Беленкова, Л. Ю. Гуманистическая дидактическая концепция как методологическая основа построения гуманитарных технологий в образовании / Л. Ю. Беленкова // Теоретико-методологические основы проектирования гуманитарных технологий в образовании : коллективная монография [Н. В. Акамова, Ж. Ю. Бакаева, Л. Ю. Беленкова и др.] / под ред. Т. И. Шукшиной ; Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева. – Саранск, 2010. – С. 39–56. (глава в монографии)
  9. Беленкова, Л. Ю. Модернизация образования и проблема подготовки педагогов для работы в условиях интегрированной образовательной среды / Л. Ю. Беленкова // Педагогика : семья-школа-общество : коллективная монография [И. А. Абатнина, Л. Ю. Беленкова, О. В. Бобкова и др.] / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. – Книга 21. – Воронеж : ВГПУ, 2010. – С. 146–160. . (глава в монографии)
  10. Беленкова, Л.Ю. Психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов различной нозологии / Л.Ю. Беленкова и [Д.А. Абдурасулов, Л.Ю. Беленкова, Е.В. Воеводина и др.] // Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ высшего образования. – М. : МГГЭУ, 2017. – 58 с.
  11. Беленкова Л.Ю. Оптимизация тревожности младших школьников средствами сказкотерапии // Психолого-педагогическое сопровождение образования: проблемы и опыт решения : монография / под общ. ред. Е.В. Царевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. –  С. 25–45.(глава в монографии).
  12. Беленкова, Л. Ю. Интеграционные тенденции в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки и образование : научно-методический журнал / под ред. Т. И. Шукшиной. – Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, – Саранск, 2010.  – № 2. – С. 46–51. (ВАК)
  13. Беленкова, Л. Ю. Современная система образования лицом к ребенку с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. – Саранск : МордГПИ, 2010. – № 2. — С. 32–43. (ВАК)
  14. Беленкова, Л. Ю. Интеграционные тенденции в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья : от интеграции к инклюзии // Интеграция образования : научно-методический журнал. – Саранск, 2011. – № – С. 54–65. (ВАК)
  15. Беленкова, Л.Ю. Теоретико-методологические основы проектирования технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения // Российский научный журнал. – 2012. — № 5 (30). – С. 114– (ВАК)
  16. Беленкова Л.Ю. Теоретико-методологические основы проектирования технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения // Российский научный журнал. – 2012. – № 30. – С. 114–123. (ВАК)
  17. Беленкова Л.Ю. Интеграция и инклюзия: проблемы, поиски, решения // Российский научный журнал.– 2013. – № 3 (34). – С. 166–173. (ВАК)
  18. Беленкова Л.Ю. Психологические и педагогические аспекты проблемы формирования и развития толерантности в рамках школьного образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). − 2014. − № 4. – Т. 2. – С. 267–275. (ВАК)
  19. Беленкова Л.Ю. Активизация творческого воображения подростков деткой художественной школы в процессе обучения художественной росписи в технике «батик» // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология : сборник статей. – Ялта : РИО ГПА, 2016. – Вып. 52. – Ч. 3. – С. 395–314. (ВАК)
  20. Беленкова Л.Ю. Развитие мотивационной сферы студентов педагогического вуза как условие успешного профессионального становления // Вестник академии права и управления. – 2016. – № 44. – С. 183–192. (ВАК)
  21. Беленкова, Л.Ю. Инклюзивное высшее образование как системная инновация / Л.Ю. Беленкова, И.Л. Руденко // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56 (10) – С. 288–298. (ВАК)
  22. Беленкова, Л. Ю. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников на занятиях тематического рисования в центре дополнительного образования / Л.Ю. Беленкова, Е. В. Карасева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56 (9) – С. 244–267. (ВАК)
Общественная деятельность 2012 – 2015 ГБУ ДПО «МРИО» » Мордовский республиканский институт образования — лектор.
2011-2013 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — координатор деятельности факультета психологии и дефектологии в рамках Научного образовательного комплекса Мордовского базового центра педагогического образования.
2014-2016 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — тьютор факультета психологии и дефектологии по работе Малой школьной академии, созданной на базе вуза по подготовке школьников к сдаче ЕГЭ и проведению профориентационной работы среди абитуриентов.
Участие в программе ДПО 2017 МГГЭУ — чтение курсов по программе повышения квалификации «Создание адаптивных образовательных программ в системе высшего образования» для профессорско-преподавательского состава.
2016 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — чтение курсов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций» для профессорско-преподавательского состава и работников образовательных организаций.
2016 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — чтение курсов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации: «Психолого-педагогические основы профилактики зависимости и ресоциализации личности» — чтение для студентов всех направлений подготовки высшего образования, других категорий граждан.
2016 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — чтение курсов по программе повышения квалификации «Психотехнологии формирования профессионального имиджа» для студентов всех направлений подготовки высшего образования, других категорий граждан.
2015 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — чтение курсов по программе повышения квалификации «Психолого-педагогическая помощь лицам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» для студентов всех направлений подготовки высшего образования, других категорий граждан.
2012 ГБУ ДПО «МРИО»« Мордовский республиканский институт образования — чтение курсов по программе повышения квалификации «Психолого-педагогические технологии работы с трудными подростками» для работников образовательных организаций.
2013 МГПИ им. М.Е. Евсевьева — чтение курсов по программе повышения квалификации «Коррекционно-развивающие технологии в подготовке студента к деятельности в условиях инклюзивного образования».
Научное руководство 2001 — 2017 – 98 дипломных, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций  с защитой на «отлично» и «хорошо».
Награды 2012 Благодарность Главы Республики Мордовия за активное участие в общественной жизни Республики Мордовия.
2015 Почетная грамота ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» за добросовестный труд достигнутые успехи в педагогической деятельности.
2016 Почетная грамота ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесс, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.
Навыки Уверенный пользователь программ МS Office (Excel, Word), Internet.