Учебная и учебно-методическая деятельность кафедры

Основная цель кафедры — обеспечение качества профессиональной подготовки будущих психологов и педагогов-психологов, организация научной работы, внедрение результатов научной деятельности в образовательную деятельность, формирование у обучающихся знаний, умений, навыков, накопленных психологической и педагогической науками, практикой оказания психологической помощи разным категориям людей, в том числе и обучающимся в условиях инклюзивного образования, совершенствование методик преподавания и учебного процесса для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Кафедра является выпускающей по следующим направлениям подготовки:

  1. 03.01 – Психология, профиль – Психология развития и образования, квалификация – «Бакалавр».
  2. 04.01 – Психология, профиль – Социальная психология образования, квалификация – «Магистр».
  3. 03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиль – Психология и педагогика инклюзивного образования, квалификация – «Бакалавр».

37.03.01 Психология

Профиль – Психология развития и образования

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Нормативный срок обучения: 4 года (очная форма), 5 лет (заочная форма)

37.04.01 Психология

Профиль – Социальная психология образования

Квалификация (степень) выпускника – магистр

Форма обучения: очная, заочная

Нормативный срок обучения: 2 года (очная форма), 2,5 года (заочная форма)

44.03.01 Психолого-педагогическое образование

Профиль – Психология и педагогика инклюзивного образования

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Нормативный срок обучения: 4 года (очная форма), 5 лет (заочная форма).

 

Характеристика профессиональной деятельности выпускников кафедры педагогики и психологии

Основная цель – развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки.

Основная миссия – подготовка конкурентоспособных специалистов – психологов и педагогов-психологов, способных на основе овладения строго научными методами и инновационными гуманитарными технологиями решать задачи в разнообразных ситуациях трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией, интересами работодателей и международными требованиями в определенной научной и профессиональной области.

Область профессиональной деятельности выпускников: решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Объекты профессиональной деятельности:

  • обучение;
  • воспитание;
  • индивидуально-личностное развитие обучающихся;
  • здоровье обучающихся;
  • психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;
  • социализация.

Виды профессиональной деятельности:

  • психологическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
  • психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;
  • психолого-педагогическая и социально-педагогическая деятельность;
  • образовательная деятельность в дошкольном образовании;
  • образовательная деятельность на начальной, средней и старшей ступенях общего образования.

Выпускники могут найти применение своим знаниям и умениям в качестве сотрудников образовательных учреждений общего, специального и дополнительного образования: в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях среднего образования, учреждениях профессионального образования; в службах муниципальных органов; социально — реабилитационных центрах, психологических службах специализированных учреждений, психолого-медико-социальных службах и психолого-медико-педагогических комиссиях; психологических службах предприятий, организаций и учреждений, коммерческих структур; в творческих и общественных организациях, различных фондах, банках, благотворительных организациях, валеологических и медицинских службах; системе МЧС и МВД.

По программе подготовки, в течение первых семестров обучения, студенты проходят фундаментальную подготовку, включающую изучение таких дисциплин, как: История, Философия, Иностранный язык, Правоведение, Культурология, Политология, Экономика, Риторика, Русский язык и культура речи и др. Кроме общих дисциплин, изучаются предметы профессионального цикла: Введение в профессию, Профессиональная этика, Анатомия центральной нервной системы, нейрофизиология, Общая психология, общепсихологический практикум, социальная психология, История психологии и др. 

В течение последующих семестров обучения студенты изучают дисциплины в соответствии с профилем подготовки: Психология развития и возрастная психология, Возрастно-психологическое консультирование, Педагогическая психология, Специальная психология, Психологическая служба в образовании, Психология личности, Психология семьи, Личностно-ориентированное консультирование и др.

По программе подготовки магистрантов все 2 года обучения посвящены изучению специальных дисциплин, ориентированных на подготовку выпускников к научно-исследовательской, практической, проектно-инновационной, организационно-управленческой и педагогической видам профессиональной деятельности.

Учебная и учебно-методическая работа кафедры направлена на:

— формирование продуктивного образовательного пространства через внедрение интерактивных форм обучения;

— создание условий для личностного роста студентов;

— формирование у студентов профессиональных навыков, обеспечивающих их профессионально-личностную и социально-психологическую мобильность.

В образовательном процессе преподаватели кафедры используют интерактивные методы обучения.

В частности, деканом факультета социологии и психологии, кандидатом педагогических наук разработаны и успешно адаптированы в образовательный процесс авторские педагогические технологии:

  1. Технология организационно-деятельностной игры (ОДИ), цель применения которой состоит в создании условий для становления и развития «Я — концепции» студента и профессионала, разработки программ преобразования себя в рамках игрового социально-психологического обучения посредством проблематизации и коллективной мыследеятельности студентов инклюзивной группы, актуализация целей и задач предстоящего этапа обучения.

 

  1. Интегрированная технология организационно-деятельностной игры и контекстного обучения (автор технологии – И.Л. Руденко). Цель применения технологии – содействие профессиональному становлению студентов, имеющих инвалидность и ОВЗ, в процессе их собственной, внутренне мотивированной активности, направленной на освоение контекстов будущей профессиональной деятельности.

В вариативный компонент учебного плана и блок дисциплин по выбору включены дисциплины, отражающие основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры.

Образовательный процесс строится таким образом, что обучающиеся выступают субъектами учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности; целенаправленно формируется гуманитарный стиль мышления; стимулируется ответственность и инициатива в выборе содержания и способов учебной и исследовательской деятельности.

Преподаватели ориентируются на первоочередную задачу высшей школы, которая заключается в подготовке специалистов, готовых осуществлять поиск и современную обработку информации, профессионально интерпретировать и текстуально оформлять научные результаты.

Организация творчески-преобразующей деятельности обучающихся, диалогическое взаимодействие с ведущими учеными в области психологии и педагогики, вовлечение    будущих специалистов в исследование актуальных психолого-педагогических проблем, имеющих теоретическую и практическую значимость, стимулируют осознание ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности, проявление субъектной позиции студентов в процессе профессионального становления, активизируют процессы профессионального самопознания и самореализации.

Большое внимание в процессе обучения отводится проблеме формирования у студентов – будущих психологов и педагогов-психологов — опыта профессиональной деятельности. Преподаватели кафедры проводят профессионально ориентированные занятия.

На кафедре разработаны и успешно реализуются вариативные программы учебных, производственных и технологических практик.

Под руководством преподавателей кафедры и специалистов  студенты проходят практику в различных образовательных организациях, центрах и психологических службах:

в детских оздоровительных лагерях;

— в образовательных организациях;

— в центрах помощи семье и детям;

— реабилитационных центрах; центрах экстренной психологической помощи

Целью прохождения учебной и производственной практик является ознакомление обучающихся с особенностями профессиональной деятельности психолога, обеспечения тесной связи между теоретической и практико-ориентированной подготовкой студентов, приобретения ими опыта практической деятельности в соответствии с профилем подготовки и создания условий для формирования практических компетенций.

В процессе прохождения практики студенты не только знакомятся с лучшими наработками специалистов психологов, но и самостоятельно осуществляют диагностическую, просветительскую, профилактическую, коррекционно-развивающую, консультативную профессиональную деятельность.

Во время практической деятельности у студентов формируются и развиваются умения правильно отбирать и применять психодиагностические методики, выявлять психологическую проблему и планировать конкретные действия по ее решению, умения общаться и устанавливать психологический контакт с разными категориями людей, умения грамотно интерпретировать наблюдаемые психологические факты и явления.