Научно-исследовательская деятельность кафедры

Кафедра ведет научно-исследовательскую работу по актуальным проблемам теории и практики психологии и педагогики. Основными направлениями научных изысканий на кафедре являются теория и практика инклюзивного образования, актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их адаптации и интеграции в социум, эмпирические и экспериментальные исследования оптимизации образовательного процесса в инклюзивных образовательных организациях.

Результаты и материалы диссертационных исследований и монографий  используются в учебных курсах по профессиональной подготовке психологов, при обучении их основам практической психологической деятельности, а также в руководстве научно-исследовательской работы студентов.

В 2017 г. кафедра педагогики и психологии начала работу над новой общекафедральной темой: «Теоретико-методологические основы отбора содержания и технологий изучения учебных дисциплин в инклюзивном вузе», спланированной на 3 года (научный руководитель – Т.И. Бонкало).

13 декабря 20017 г. был проведен методологический семинар кафедры, в процессе работы которого были уточнены цели, методологические характеристики,  диагностический инструментарий индивидуальных научных исследований. Были сформулированы индивидуальные темы преподавателей, а также магистрантов, входящие составной частью в кафедральную тему. В их числе:

  • «Теоретико-методологические основы развития творческого потенциала обучающихся с инвалидностью и ОВЗ».
  • «Теоретико-методологические основы развития педагогической направленности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ».
  • «Теоретико-методологические основы отбора содержания дисциплин по выбору студентов инклюзивного вуза».
  • «Модернизация содержания и технологии самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам».
  • «Теоретико-методологические основы отбора содержания и технологий изучения психологических дисциплин при подготовке магистров».
  • «Проектирование содержания психологических дисциплин в контексте компетентностного подхода в инклюзивном вузе».
  • «Развитие методологической культуры студентов с инвалидностью и ОВЗ в процессе многоуровневого высшего  образования».
  • «Формирование коммуникативной компетентности будущих психологов и психологов-педагогов».
  • «Развитие профессиональной компетентности студентов при изучении курса «Психология безопасной образовательной среды».
  • «Учебно-исследовательская работа студентов по психологии и педагогике как средство формирования их профессиональной компетентности».

Результативность научно-исследовательских разработок преподавателей кафедры педагогики и психологии из года в год повышается.

Преподаватели кафедры являются авторами научных публикаций в изданиях, индексируемых в мировых информационно-аналитических системах:

Целевые показатели Кол-во
2013 2014 2015 2016 2017
Число публикаций за отчетный год, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР 0,00 0,00 0,00 20,0 40,0
Число публикаций за отчетный год, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР 0,00 20,0 80,0 80,0 200,0
Число публикаций за отчетный год, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ, в расчете на 100 НПР 520 680 720 960 1080
Количество цитирований в Web of Science/Scopus в расчете на 100 НПР 0,00 0,00 0,00 60,0 80,0
Количество цитирований в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) в расчете на 100 НПР 1000 1180 1040 2040 2840

Преподаватели кафедры являются авторами научных монографий, учебников и учебно-методических пособий, которые используются в образовательном процессе при организации профессиональной подготовки студентов.

Преподаватели кафедры привлекают к научным исследованиям и студентов. Студенты принимают активное участие в студенческих научных конференциях. Под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры студенты осуществляют самостоятельные исследования по актуальным проблемам психологической науки.

Ежегодно в стенах университета проходит «Неделя студенческой науки», где молодые ученые – будущие психологи обсуждают результаты своих самостоятельно проведенных исследований.

Оргкомитетом студенческих научно-практических конференций разработана система объективной оценки докладов студентов, что позволяет беспристрастно судить о качестве проделанной научно-исследовательской работы.


Работа со студентами ведется на протяжении всего года. Руководитель помогает студентам в выборе тем для участия в российских и международных студенческих конференциях, олимпиадах и конкурсах, а также в выборе тем для курсовых и дипломных работ.